Какие шины лучше на зиму: шипы или липучки?

Какой тип резины лучше и надежнее на зимней дороге — шипы или липучка?


Чтобы максимально точно ответить на этот вопрос, необходимо знать характеристики этого и другого типа покрышек. Поскольку в нашем мире нет ничего идеального, у каждого типа шин есть неоспоримые преимущества и недостатки. Чтобы понять, что лучше, шипы или липучки, попробуем детально разобрать оба вида резины в этой статье.

Интересный факт: знали ли вы, что шипованная резина запрещена в Японии и Западной Европе?


Немного о зимней дороге

Зимняя дорога таит в себе как минимум две опасности — нарушение управляемости автомобиля и увеличение тормозного пути. Причина одна — уменьшение сцепления колеса с дорожным покрытием или создание собственного покрытия поверх дорожного (снег, град, вода, лед и т. д.). 

За счет чего шины обеспечивают лучшее сцепление с дорогой:

  • использование специальных, чаще всего более мягких сортов резины;
  • формирование рисунка протектора, содержащего множество ламелей;
  • с помощью шипов.

 

У водителей и производителей шин до сих пор нет единого мнения о том, какой из вышеперечисленных методов дает лучший результат. 

Поэтому существуют и фактически эксплуатируются два типа зимних шин — шипованная и фрикционная, также называемая «липучкой».


Липучка. Фрикционная шина

 

Этот тип покрышки создает сцепление с дорогой за счет рисунка протектора и конструктивных свойств самой шины. Специалисты говорят, что есть несколько методов для достижения лучшего контакта с поверхностью, отметим следующие:

1. Производители используют специальную гибкую резину, которая остается мягкой и обеспечивает контакт с дорогой при низких температурах. Зачастую производители используют материал, который производится по особой рецептуре, которая содержит мелкие частицы, действующие как шипы.

2. Особый тип протектора, рассчитанный на эксплуатацию в зимних условиях

 

Существует два вида подобной резины — европейская и скандинавская или арктическая. Разница между ними в том, что первый тип рассчитан на работу в условиях европейской зимы при температуре от минус 5 до плюс 5 градусов и незначительном уровне осадков. 

Скандинавская резина используется в условиях сильного снегопада и низких температур. Ниже приводится сравнение протекторов этих типов шин.

Различные типы липучки имеют относительно ограниченное применение. Резина европейского типа предназначена для работы в мягких зимних условиях с умеренно отрицательными температурами, дождем или влажным снегом.

В нашей климатической зоне такой тип погоды бывает далеко не везде и не всегда, поэтому необходимо обращать внимание на тип зимы в ваших широтах.

Для арктической резины ситуация диаметрально противоположная. Резина очень мягкая, потому что рассчитана на работу при низких температурах. 

Благодаря ее составу обеспечивается та мягкость, при которой сохраняется хороший контакт с дорогой при низких температурах и на льду. 

При езде по сухому асфальту, а это случается довольно часто зимой, а также при неожиданном таянии, такая резина может перегреваться, терять жесткость и может «плавать».

Это ухудшит устойчивость автомобиля и увеличит тормозной путь. Но несомненным плюсом этой резины является низкий уровень шума.

Если сравнивать липучку с шипами, то фрикционные шины значительно превосходят шины с шипами по ускорению и замедлению на мокром и сухом асфальте. 

Еще одно преимущество липучек — бесшумность движения. Металлические элементы захвата, независимо от их конструкции, при движении по чистому асфальту издают довольно много шума.

Однако, независимо от того, как шина «прилипает» на чистой или мокрой дороге, она не может обеспечить достаточный уровень безопасности на обледенелой дороге, особенно если участки трассы покрыты крупным льдом.


Шипованная резина

 

Состоит такая зимняя резина из двух слоев. Один — мягкий, как у «Липучек», а второй — внутренний твердый для удержания шипов.

Шипы — это обычные металлические элементы вставляются в полость шины так, что они выступают на несколько миллиметров над поверхностью протектора. Они бывают также разными- однофламцевыми и многофламцевыми. Разница — в надежности крепления. Многофламцевые шипы практически не выпадают и это делает покрышку гораздо дороже.

Как работают шипы на дороге понятно практически каждому: специальные металлические элементы, размещенные на поверхности протектора, разбивают и впиваются в снег или лед, обеспечивая сцепление колеса с дорогой. 

Количество шипов может быть разным, но оно должно быть достаточным для хорошего контакта с дорогой в любом режиме движения, в том числе при выполнении различных маневров.

Такая резина рассчитана на самые разные условия эксплуатации. Ей совершенно не важно, что под колесами — снег, лед, асфальт. 

Наконечники шипов врезаются в любое покрытие, кроме одного но — они не могут пробить лед при температуре ниже -20 градусов. 

Самым неблагоприятным для такой резины является движение по асфальту. В этом случае шипы сильно стираются и со временем начинают вылетать.

Недостатком традиционных шипованных шин является потеря почти 15% шипов уже к середине зимы. 

Рисунки из шипов на протекторах могут быть разными. Да и сами шипы тоже эволюционируют, появляются легкие конструкции, а также изделия различной формы.

Сложности для шипованной резины — глубокий свежевыпавший снег, когда кончик шипа не касается твердой почвы. Справедливости ради следует отметить, что и липучка не работает наилучшим образом в таких условиях.

А вот еще один минус шипованной резины — при ее использовании точка контакта с дорогой уменьшается. Благодаря тому, что шипы выступают над протектором, колесо не касается поверхности дороги всей своей площадью.

В результате тормозной путь может увеличиться, а устойчивость автомобиля может ухудшиться. Правда, резина устроена так, что наконечники проваливаются внутрь, но при температуре ниже минус 15 градусов это не всегда происходит.

К недостаткам таких шин также можно отнести повышенный шум от движения и повышенный расход топлива. 


Итак, что выбрать?

Шипованная резина выигрывает во всех тестах, проводящихся на обледенелой дороге и на льду. Однако в городе- не всегда лед или обледенелость. Постоянная очистка дороги от снега, использование реагентов убирает лед и снег с дороги.  Да и при движении по магистралям фуры расчищают дорожное полотно (особенно если заклинит одно из колес).

Конечно, на это нельзя полагаться, но стоит задуматься. Если зимой автомобиль эксплуатируется в большом городе и только на очищенных дорогах, то лучше использовать липучку. Однако следует учитывать, что при ухудшении погоды машина с такой резиной едет и тормозит гораздо хуже.

Если предполагается эксплуатация транспортного средства только в городских условиях или вы планируете поехать в Европу зимой на машине, то фрикционная резина более выгодна.

Если планируются частые выезды за город или живете в более холодной полосе, альтернативы шипованным шинам нет. Придется смириться с шумом от езды и меньшей износостойкостью покрышек, но в этом случае безопасность важнее. Лучше не рисковать.

Пока никто не оставил комментарий

Будьте в курсе

Все статьи