Современные автомобили по своему оснащению напоминают космические корабли, ABS, ASR, ESP, Brake Assist и другие системы подстрахуют, выручат. Но слепо доверять свою жизнь и здоровье автоматике неразумно.
Водитель должен уметь выходить самостоятельно из опасной ситуации, которая может сложиться на дороге. Самой распространенной ситуацией, которая может возникнуть – снос или занос автомобиля, особенно на зимней дороге.
Давайте разберем алгоритм выхода из заноса для автомобилей с различным приводом на колеса.
Задний привод
Классическая компоновка автомобиля, ведущие колеса сзади, они толкают машину вперед, а поворачивают передние. Вот почему если водитель резко нажимает газ, ведущие колеса срываются в пробуксовку, и задняя ось стремится обогнать переднюю. Так и возникает занос.
Как правильно выходить из заноса на заднеприводном автомобиле.
- Поворачиваем руль в сторону заноса
- Плавно убираем тягу двигателя (меньше жмем на педаль газа)
- Не нажимаем на педаль тормоза! Даже если инстинктивно это хочется сделать.
Главное здесь — не замешкаться, работать рулем с опережением избегая резкой перекладки руля из стороны в сторону. Иначе автомобиль не стабилизируется после заноса, а пойдет в другой, потом в третий. Это называется ритмический занос. С каждым разом его амплитуда возрастает, и отловить машину становится все труднее.
На многих современных машинах независимо от типа привода есть и система курсовой устойчивости ESP. Она препятствует развитию заноса или сноса автомобиля. Система полезная, но, увы, не панацея от всех бед. Если скорость на входе в поворот высока, то электроника сначала подтормозит ведущие колеса, а затем уменьшит подачу топлива, и вывести автомобиль из заноса газом окажется невозможно. Водитель превращается в зрителя…
Передний привод
Сейчас данный тип привода самый популярный. В такой компоновке, ведущие колеса (передние) как бы «тянут» весь автомобиль. Занос на переднеприводной машине возникает по той же причине, что и на заднем приводе. Резко дернул руль или затормозил — автомобиль начинает «гулять»!
Как правильно выходить из заноса на заднеприводном автомобиле.
- Поворачиваем руль в сторону заноса задней оси
- Не «бросаем» педаль газа!
- Не нажимаем на педаль тормоза! Даже если инстинктивно это хочется сделать.
Передние ведущие вывезут как на прямой, так и в повороте, главное — не трогайте тормоз, развернет!
Полный привод
Полноприводный автомобиль на льду — самый стабильный. Он до последнего будет цепляться всеми колесами за покрытие, но это может вселить ложную уверенность в водителя и привести к печальным последствиям. Срыв в занос полноприводной машины происходит резко, и к этому надо быть готовым.
У полноприводных автомобилей множество вариантов конструкций, которые в той или иной степени влияют на управление. Скажем, на машинах с подключаемой передней осью, можно воспользоваться приемами, актуальными для заднеприводных машин. Автомобили с вискомуфтами позволяют остановить задние колеса стояночной тормозной системой и воспользоваться некоторыми приемами для вождения переднеприводной машины.
Есть и общие приемы управления: про тормоз в скользком повороте вновь забываем, поворачиваем руль в сторону заноса и держим газ. Отпустите педаль — и машина тут же заскользит наружу поворота всеми четырьмя колесами.
Если зимняя дорога плохо очищена, освещена, просматривается или на ней лед, а впереди крутой поворот- заранее сбавьте скорость и будьте внимательны.
Удачи на дорогах!